Это один из самых спорных вопросов современной науки. Сторонники испытаний указывают на огромный прогресс в медицине благодаря этому и добавляют что-то вроде: «Как только мы начнем жалеть крыс – начнут умирать люди». Противники считают опыты жестокими и бессмысленными, поскольку результаты наблюдений за животными часто не применимы к человеку (они показывают возможное, но не обязательное развитие событий). В 1959 г Уильям Расселл и Рекс Берч разработали правило «трех О»: ограничить использование животных; отказаться от испытаний, у которых есть альтернативные методы; оптимизировать эксперименты, чтобы свести к минимуму страдания животных. За прошедшее время эти правила стали общепринятыми.
По статистике, до сих пор примерно 29 млн животных в год подвергаются экспериментам в США и ЕС (из них 80% - мыши и крысы). Для сравнения – в 1970-х цифра была более чем в два раза больше. Ученые используют животных для фундаментальных исследований, разработки потенциальных методик лечения человеческих болезней, а также для проверки на безопасность и качество (для лекарств, устройств, косметики…).
МЕДИЦИНА И ФАРМАЦЕВТИКА.
Думая об опытах над животными, обычно рисуется картинка длинных рядов клеток с грызунами в лаборатории фармкомпании. Но это всего лишь кинообраз. По данным ЕС, в фармацевтическом секторе используется в 2,5 раза меньше животных, чем в исследовательских университетских лабораториях. Томас Хартунг, возглавляющий Центр альтернатив испытаниям на животных при Университете Джона Хопкинса в Балтиморе (США) объясняет это так. Во-первых, сейчас лекарства разрабатываются так, чтобы взаимодействовать с конкретными молекулярными механизмами. А их проще выявить в чашке Петри, чем в живых организмах. Во-вторых, проводить эксперименты в 1536-луночных чашках для культивирования существенно дешевле, чем на животных, поэтому у компаний есть мотивация использовать альтернативные методы (если они доступны). В-третьих, развиваются и методы томографии мозга. Это позволит не использовать в экспериментах обезьян, т.к. наблюдения будут идти за человеческим мозгом. Ученые считают, что в ближайшие 10-20 лет люди-добровольцы все больше и больше будут безопасно заменять животных.
КОСМЕТИКА И БЫТОВАЯ ХИМИЯ
Если в медицине и фармацевтике альтернативные опыты еще не везде найдены, то с проверкой на безопасность в парфюмерно-косметической области дела обстоят иначе. По оценкам экспертов, ранее использовавшиеся методики тестирования устарели и недостаточно точны. Например, тест на токсичность с участием крыс дает результативность только в 43% случаев. Приблизительно также результативен и информативен тест на раздражающую способность (помните страшную историю про то как слепнут кролики, когда им в глаза капают шампунь?). Потому использование альтернативных методов (на клеточных культурах и людях-добровольцах) в этой области проходит с гораздо меньшим сопротивлением.
Все производители сертифицированной органической косметике в мире изначально ставили гуманизм во главе угла, потому тесты на животных ни готового продукта, ни его компонентов не допускали. Именно органические лейбы были первыми гарантами гуманности. Потом мир стал меняться на глобальном уровне.
- В ЕС работу по альтернативным методикам тестирования проводят в рамках специального регулирующего закона REACH (Регламент по Регистрации, Оценке, Разрешению и Ограничению Химических веществ). Согласно ему с 2009 года тестирование готовой продукции и отдельных ее компонентов, выпущенных на европейском рынке, на животных запрещено. С 2013 в полную силу вступил запрет и на торговлю косметикой, которая выпускается в других странах и проходила тестирование там. В итоге пришли к формуле: «Покупай европейское или на европейском рынке – это гарантия гуманного отношения к животным». Таким образом на европейской продукции отпала необходимость ставить специальную animal-friendly маркировку («кролика»).
- В США вопросом альтернативного тестирования занимаются национальные институты здравоохранения, взявшиеся за модернизацию в области токсикологии. Но законодательство не делает таких жестких ограничений, как в ЕС – каждому производителю дается право выбора методики тестирования. Гуманные производители стали объединяться и сертифицировать свои продукты по единому стандарту Leaping Bunny Standard (знак «прыгающий зайчик»), который признан международным. Это позволяет идентифицировать американскому потребителю этичный продукт.
- В Китае и странах Азии с альтернативными тестами пока все грустно. Там предпочитают не думать о страданиях животных и продолжают эксперименты на них. Если же компания хочет продавать продукт на европейский рынок – то они, как правило, особо подчеркивают, что именно эти продукты (или бренды) не проходили тестирования. Но чтобы покупатели не качали с сомнением головой, глядя на их продукт - азиатские производители получают подтверждающие animal- friendly сертификаты.
- Украина поступила в отношении тестов на животных просто: подстроилась под европейские требования. МОЗ все еще не ввел это законодательно (закон на обсуждении, вот-вот ждет подписания), но начиная с 2010 года, предложил всем производителям пользоваться альтернативными методиками (клеточными культурами и людьми-добровольцами). За прошедшие семь лет это привело к тому, что найти лабораторию, которая тестирует косметику на животных – стало проблемой (с этим сталкиваются те, кто хотят делать экспорт в Китай). А после принятия нового законодательства маркировка «особыми знаками» отпадет так же, как и у европейцев.
В целом движение за то, чтобы ограничить опыты над животными – по финансовым, научным или моральным соображениям – набирает силу. Эксперты отмечают, что использование животных во многих областях биологических исследований сокращается. Как сказал основатель PETA Ингрид Ньюкирк: «Когда дело доходит до боли, любви, радости, одиночества и страха – можно ставить знак равенства между крысой, свиньей, собакой и мальчиком. Каждый ценит свою жизнь и готов за нее сражается с ножом»
Компания «Эколайф Украина» с 2014 года как производитель косметики - является членом Ассоциации производителей органических фармацевтических препаратов, медицинских изделий, пищевых добавок и косметики (BDIH, Германия). Это дает покупателям уверенность в качестве готовой продукции и этичности методов ее производства и тестирования.